Фондом является унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

фонд

ОСОБЕННОСТИ ФОНДОВ

  1. Реорганизация фонда по общему правилу не допускается, кроме негосударственных пенсионных фондов.
  2. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, по иску заинтересованных лиц.
  3. Обязательное наличие надзорного органа - Попечительского совета фонда.
  4. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

РАЗНОВИДНОСТИ ФОНДОВ

Фонды относятся к категории некоммерческих унитарных организаций. Использование в наименовании слова "фонд" у большинства вызывает некоторое замешательство, так как в наименовании слово "фонд" имеют и другие организации, которые не являются разновидностью некоммерческой организации - фондом и не соответствуют данному определению  (бюджетные и внебюджетные фонды, фонды хозяйственных обществ, фонды охраны труда, инвестиционные, жилые, компенсационные, архивные, страховые и иные фонды).

Как разновидности фондов, именно некоммерческих организаций, необходимо выделить следующие часто используемые виды:

  • Фонд;
  • Благотворительный фонд;
  • Общественный фонд;
  • Негосударственный пенсионный фонд.

ИМУЩЕСТВО ФОНДА

Особенностью законодательного регулирования деятельности фондов является специфический правовой статус их имущества. В соответствии с п. 4 ст. 213 ГК РФ благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.  В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах. Переданное учредителями имущество, в случае ликвидации, не может быть возвращено учредителям. Данная норма распространяется и на общественные организации (то есть и на общественные фонды). Кроме того, уточнено, что учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно имущества, передаваемого в собственность фонда. Для пополнения своего имущества фонд может использовать результаты своей предпринимательской деятельности. Фонд становится собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей. Ни при каких условиях фонд не может распределять полученное имущество между своими учредителями или работниками.

Основным видом деятельности фонда является финансовое посредничество, то есть по своей сути фонд, это своего рода инструмент для привлечения денежных средств, которые расходуются на его уставные цели.

УЧРЕДИТЕЛИ ФОНДА

Учредителями фонда могут выступать граждане и (или) юридические лица. Число учредителей фонда  не ограничено. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, фонды могут создаваться и одним учредителем. Исключением является общественный фонд, который может быть учрежден не менее чем тремя учредителями, которыми могут быть физические лица, наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - только общественные объединения.

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности фонда, и имеют возможность участвовать в управлении его делами исключительно через органы управления фонда, только войдя в состав Высшего коллегиального органа, Попечительского совета и иных органов, созданных в фонде.

Нередко возникает вопрос учредителей о создании Высшего коллегиального органа, в форме Общего собрания учредителей фонда, данная позиция ошибочна, так как законодательство достаточно четко разделяет Высший коллегиальный орган и учредителя как самостоятельных субъектов, так например, если это будет определено уставом, либо Высший орган либо учредитель сможет изменять устав фонда.

Еще одним признаком самостоятельной компетенции учредителя является то, что учредитель вправе принять решение о ликвидации фонда, так по иску учредителя фонда в случае невозможности достижения целей, ради которых фонд создан, в том числе если осуществление деятельности фонда становится невозможным или существенно затрудняется, суд общей юрисдикции может принять решение о ликвидации фонда.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

ВЫСШИЙ КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ

При создании фонда учредители формируют высший коллегиальный орган управления, запрета на включение в данный орган учредителей фонда - нет.  В дальнейшем высший орган управления формируется путем кооптации в него новых членов, то есть введения в состав новых членов на основании решения высшего органа управления без проведения дополнительных выборов, так же подтверждения полномочий ранее принятых членов, либо путем принятия решений об исключении из членов высшего органа (досрочном прекращении полномочий члена высшего коллегиального органа управления фондом). Полномочия данного органа определяются уставом с учетом п. 1 ст. 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ в составе высшего органа управления именно благотворительного фонда может быть не более одного работника его исполнительных органов. То есть, если директор благотворительного фонда включен в состав высшего органа, то остальные сотрудники не могут в нем состоять.

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

Попечительский совет является надзорным органом за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах. В Попечительский совет не могут входить члены органов управления и работники фонда.

ЕДИНОЛИЧНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

Только Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.). Наличие единоличного исполнительного органа в фонде обязательно и он подотчетен Совету Фонда и Попечительскому совету. К компетенции единоличного исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда. Так например, уставом может быть предусмотрено решение следующих вопросов и выполнение полномочий:

  • руководство оперативной деятельностью;
  • решение вопросов хозяйственной и финансовой деятельности;
  • действие без доверенности от имени Фонда, представление его интересов во всех учреждениях, организациях и предприятиях, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;
  • вправе принимать решения и издавать приказы по вопросам деятельности Фонда, а также давать указания, обязательные для всех работников;
  • распоряжение в пределах предоставленных полномочий имуществом Фонда, заключение договоров осуществление юридических действий от имени Фонда, по своему усмотрению открывает и закрывает счета в банках, включая валютный, распоряжается находящимися на счетах денежными средствами;
  • возлагается ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества Фонда в соответствии с его уставными целями;
  • утверждение штатного расписания в пределах сметы расходов, утвержденных высшим органом управления;
  • издание приказов о приеме на работу, переводе и увольнении работников, применение мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий;
  • контроль деятельности филиалов и представительств;
  • организация ведения статистического и бухгалтерского учета и отчетности, предоставление отчетности в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации;
  • внесение предложений в повестку заседаний Попечительского совета и Высшего органа управления;
  • организация исполнения решений высших и надзорных органов;
  • осуществление подготовки связанной с проведением собраний советов Фонда.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД

В отношении создания и деятельности благотворительных фондов действуют общие положения ГК РФ о фондах с учетом особенностей, установленных Законом о благотворительности и Законом об НКО.

Благотворительные фонды могут создаваться в целях, перечень которых содержится в п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ, данный перечень направлений деятельности благотворительных организаций (фондов) является закрытым.

Основным направлением благотворительной деятельности являются благотворительные пожертвования, которые могут осуществляться в формах:

  • бескорыстной передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  • бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг.

Общие требования к благотворительной организации установлены ст. 12 Закона N 135-ФЗ. В частности, благотворительный фонд:

  • вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций;
  • для создания материальных условий реализации благотворительных целей вправе учреждать хозяйственные общества. Участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами не допускается;
  • не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

Благотворительный фонд отличается от обычного фонда в основном тем, что благотворительный фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых им за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ. Не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения Фондом этого пожертвования.

Благотворительный фонд может быть признан социально ориентированным НКО.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД

Общественный фонд является одновременно и фондом и общественным объединением. Следовательно общественный фонд, как и все общественные организации, считается созданным не с момента государственной регистрации, а с момента принятия решения учредителями о создании общественного фонда и может быть создан как общероссийский, межрегиональный, региональный и местный общественный фонд, при соблюдении определенных требований и как международный общественный фонд.

Деятельность общественного фонда должна быть гласной, а информация об учредительных и программных документах - общедоступной.

Органы управления общественного фонда имеют значительное отличие от других фондов, так как структура органов управления должна одновременно удовлетворять требования предъявляемые как к общественным организациям, так и к фондам.

Общественный фонд создается по инициативе его учредителей - не менее трех физических лиц.

 

ОТЧЕТНОСТЬ ФОНДА

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Данная норма закреплена в ст. 123.18 ГК, но порядок исполнения этой обязанности законом не определен. Представляется, что фонд самостоятельно выбирает способ публикации. Если для этого выбрано печатное издание, то целесообразно учитывать территорию деятельности фонда и помещать информацию в изданиях, распространяемых в соответствующих регионах. Оптимальным способом публикации отчета, может быть размещение бухгалтерского баланса на собственном сайте и размещение отчета о деятельности фонда на сайте Министерства юстиции.

СТОИМОСТЬ УСЛУГ

22 000 рублей

Государственная регистрация фонда

В стоимость услуги входит:

  1. Оплата государственной пошлины 4000 руб.
  2. Подготовка полного пакета документов для проведения собрания, принятия решения и государственной регистрации.
  3. Подача документов в управление Министерства юстиции.
  4. Сопровождение государственной регистрации на всех этапах.
  5. Получение документов в управлении Министерства юстиции.
  6. Изготовление печати.

 

Отдельно оплачиваются нотариальные расходы.

Срок оказания услуги - 1,5 месяца.

27 000 рублей

Государственная регистрация общественного фонда

(региональный, межрегиональный)

В стоимость услуги входит:

  1. Оплата государственной пошлины 4000 руб.
  2. Подготовка полного пакета документов для проведения собрания, учредительной конференции и государственной регистрации.
  3. Подача документов в управление Министерства юстиции.
  4. Сопровождение государственной регистрации на всех этапах.
  5. Получение документов в управлении Министерства юстиции.
  6. Изготовление печати..

 

Отдельно оплачиваются нотариальные расходы.

Срок оказания услуги - 1,5 месяца.

80 000 рублей

Ликвидация фонда

 

В стоимость услуги входит:

  1. Оплата государственной пошлины 800 руб.
  2. Оплата госпошлины за рассмотрение иска в суде.
  3. Оплата публикации в "Вестнике государственной регистрации".
  4. Подготовка иска и полного пакета документов связанных с утверждением промежуточного и ликвидационного балансов.
  5. Представительство интересов в суде.
  6. Сверка с фондами и ИФНС. Сдача отчетности в период ликвидации.
  7. Подготовка ликвидационного и промежуточного баланса.
  8. Подача и получение документов в управлении Министерства юстиции.

Отдельно оплачиваются нотариальные расходы.

Срок оказания услуги - 8 месяцев.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

После заключения договора Вы также сможете получить ответы на следующие вопросы:
Как заключить договор на оказание благотворительной помощи?
Чем отличаются пожертвования от дарения и спонсорской помощи?

Как получить статус социально ориентированного фонда?

Как учредителю выйти из некоммерческой организации - фонда? Какова процедура смены учредителей в фонде?

После успешного прохождения государственной регистрации фонда мы можем предложить Вам разработку локальных нормативных актов и проектов программ, постановку и ведение бухгалтерского, налогового и кадрового учета, юридическое сопровождение деятельности Фонда и представление интересов в суде по различным категориям споров.

У Вас остались вопросы и Вам нужна консультация?

Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами

 

Телефон: +7(495)231-67-28

Адрес: г. Москва, ул. Складочная д. 1, стр. 1, подъезд 11 а, офис 834

email: info@nco77.ru