Фондом является унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
фонд
Для регистрации Фонда нам потребуются следующие документы и информация:
1. Сведения об учредителях (может быть один) (копия паспорта гражданина РФ, ИНН учредителя). Если учредитель юридическое лицо - ОГРН учредителя юридического лица, паспортные данные директора.
2. Наименование, цели и задачи Фонда.
3. Сведения о будущем Директоре Фонда (копия паспорта гражданина РФ, ИНН ).
4. Сведения о персональном составе Попечительского совета и Высшего коллегиального органа управления Фонда.
5. Сведения о месте нахождения Фонда.
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ
РЕГИСТРАЦИИ
Фонды относятся к категории некоммерческих унитарных организаций. Использование в наименовании слова "фонд" у большинства вызывает некоторое замешательство, так как в наименовании слово "фонд" имеют и другие организации, которые не являются разновидностью некоммерческой организации - фондом и не соответствуют данному определению (бюджетные и внебюджетные фонды, фонды хозяйственных обществ, фонды охраны труда, инвестиционные, жилые, компенсационные, архивные, страховые и иные фонды).
Как разновидности фондов, именно некоммерческих организаций, необходимо выделить следующие часто используемые виды:
Особенностью законодательного регулирования деятельности фондов является специфический правовой статус их имущества. В соответствии с п. 4 ст. 213 ГК РФ благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах. Переданное учредителями имущество, в случае ликвидации, не может быть возвращено учредителям. Данная норма распространяется и на общественные организации (то есть и на общественные фонды). Кроме того, уточнено, что учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно имущества, передаваемого в собственность фонда. Для пополнения своего имущества фонд может использовать результаты своей предпринимательской деятельности. Фонд становится собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей. Ни при каких условиях фонд не может распределять полученное имущество между своими учредителями или работниками.
Основным видом деятельности фонда является финансовое посредничество, то есть по своей сути фонд, это своего рода инструмент для привлечения денежных средств, которые расходуются на его уставные цели.
Учредителями фонда могут выступать граждане и (или) юридические лица. Число учредителей фонда не ограничено. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, фонды могут создаваться и одним учредителем. Исключением является общественный фонд, который может быть учрежден не менее чем тремя учредителями, которыми могут быть физические лица, наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - только общественные объединения.
В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности фонда, и имеют возможность участвовать в управлении его делами исключительно через органы управления фонда, только войдя в состав Высшего коллегиального органа, Попечительского совета и иных органов, созданных в фонде.
Нередко возникает вопрос учредителей о создании Высшего коллегиального органа, в форме Общего собрания учредителей фонда, данная позиция ошибочна, так как законодательство достаточно четко разделяет Высший коллегиальный орган и учредителя как самостоятельных субъектов, так например, если это будет определено уставом, либо Высший орган либо учредитель сможет изменять устав фонда.
Еще одним признаком самостоятельной компетенции учредителя является то, что учредитель вправе принять решение о ликвидации фонда, так по иску учредителя фонда в случае невозможности достижения целей, ради которых фонд создан, в том числе если осуществление деятельности фонда становится невозможным или существенно затрудняется, суд общей юрисдикции может принять решение о ликвидации фонда.
При создании фонда учредители формируют высший коллегиальный орган управления, запрета на включение в данный орган учредителей фонда - нет. В дальнейшем высший орган управления формируется путем кооптации в него новых членов, то есть введения в состав новых членов на основании решения высшего органа управления без проведения дополнительных выборов, так же подтверждения полномочий ранее принятых членов, либо путем принятия решений об исключении из членов высшего органа (досрочном прекращении полномочий члена высшего коллегиального органа управления фондом). Полномочия данного органа определяются уставом с учетом п. 1 ст. 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ в составе высшего органа управления именно благотворительного фонда может быть не более одного работника его исполнительных органов. То есть, если директор благотворительного фонда включен в состав высшего органа, то остальные сотрудники, занимающие руководящие должности, не могут в нем состоять.
Попечительский совет является надзорным органом за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах. В Попечительский совет не могут входить члены органов управления и работники фонда.
Только Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.). Наличие единоличного исполнительного органа в фонде обязательно и он подотчетен Совету Фонда и Попечительскому совету. К компетенции единоличного исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда. Так например, уставом может быть предусмотрено решение следующих вопросов и выполнение полномочий:
В отношении создания и деятельности благотворительных фондов действуют общие положения ГК РФ о фондах с учетом особенностей, установленных Законом о благотворительности и Законом об НКО.
Благотворительные фонды могут создаваться в целях, перечень которых содержится в п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ, данный перечень направлений деятельности благотворительных организаций (фондов) является закрытым.
Основным направлением благотворительной деятельности являются благотворительные пожертвования, которые могут осуществляться в формах:
Общие требования к благотворительной организации установлены ст. 12 Закона N 135-ФЗ. В частности, благотворительный фонд:
Благотворительный фонд отличается от обычного фонда в основном тем, что благотворительный фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых им за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ. Не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения Фондом этого пожертвования.
Благотворительный фонд может быть признан социально ориентированным НКО.
Общественный фонд является одновременно и фондом и общественным объединением. Следовательно общественный фонд, как и все общественные организации, считается созданным не с момента государственной регистрации, а с момента принятия решения учредителями о создании общественного фонда и может быть создан как общероссийский, межрегиональный, региональный и местный общественный фонд, при соблюдении определенных требований и как международный общественный фонд.
Деятельность общественного фонда должна быть гласной, а информация об учредительных и программных документах - общедоступной.
Органы управления общественного фонда имеют значительное отличие от других фондов, так как структура органов управления должна одновременно удовлетворять требования предъявляемые как к общественным организациям, так и к фондам.
Общественный фонд создается по инициативе его учредителей - не менее трех физических лиц.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Данная норма закреплена в ст. 123.18 ГК, но порядок исполнения этой обязанности законом не определен. Представляется, что фонд самостоятельно выбирает способ публикации. Если для этого выбрано печатное издание, то целесообразно учитывать территорию деятельности фонда и помещать информацию в изданиях, распространяемых в соответствующих регионах. Оптимальным способом публикации отчета, может быть размещение бухгалтерского баланса на собственном сайте и размещение отчета о деятельности фонда на сайте Министерства юстиции. Фонды подлежат обязательному аудиту.
22 000 рублей
Государственная регистрация фонда
В стоимость услуги входит:
Отдельно оплачиваются нотариальные расходы.
Срок оказания услуги - 1,5 месяца.
27 000 рублей
Государственная регистрация общественного фонда
(региональный, межрегиональный)
В стоимость услуги входит:
Отдельно оплачиваются нотариальные расходы.
Срок оказания услуги - 1,5 месяца.
80 000 рублей
Ликвидация фонда
В стоимость услуги входит:
Отдельно оплачиваются нотариальные расходы.
Срок оказания услуги - 8 месяцев.
Налоговые льготы. Социально ориентированный фонд.
На предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах могут претендовать как сами социально ориентированные фонды, так и те юридические лица, которые оказывают названным фондам материальную поддержку.
В соответствии с налоговым законодательством (частью первой НК РФ) органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать льготы по двум видам налогов по региональным налогам, а также по федеральным налогам в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ. Органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы только по местным налогам.
Таким образом, субъекты РФ могут устанавливать для социально ориентированных фондов следующие налоговые льготы:
- освобождение от уплаты транспортного налога (или уплату налога по пониженной ставке);
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций (или уплату налога по пониженной ставке);
- установление пониженной ставки налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет субъекта РФ.
Налогообложение в фондах.
Согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.
К таким целевым поступлениям, в частности, относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
При этом налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Перечень НКО, которые могут быть признаны социально ориентированными, содержится в п. 1 ст. 31.1 Закона об НКО.
Методическими рекомендациями разъяснено, что в качестве механизма финансовой поддержки социально ориентированных НКО за счет средств бюджета субъекта РФ или муниципального образования должно рассматриваться предоставление субсидий НКО, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Ликвидация фонда.
Исковое заявление о ликвидации фонда подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения фонда.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Какие налоговые льготы получает социально ориентированный фонд?
Наш фонд применяет УСН, с каких поступлений мы можем не платить налоги?
Какой фонд может быть признан социально ориентированным?
В какой суд мы можем подать иск о ликвидации фонда?
После успешного прохождения государственной регистрации фонда мы можем предложить Вам разработку локальных нормативных актов и проектов программ, постановку и ведение бухгалтерского, налогового и кадрового учета, юридическое сопровождение деятельности Фонда и представление интересов в суде по различным категориям споров.
У Вас остались вопросы и Вам нужна консультация?
Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами
Телефон: +7(495)231-67-28
Адрес: г. Москва, Новодмитровская ул. д. 5а, стр. 1, этаж 12, офис 1206а
email: info@nco77.ru
Согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.
К таким целевым поступлениям, в частности, относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
При этом налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Наш фонд применяет УСН, с каких поступлений мы можем не платить налоги?
>
На предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах могут претендовать как сами социально ориентированные фонды, так и те юридические лица, которые оказывают названным фондам материальную поддержку.
В соответствии с налоговым законодательством (частью первой НК РФ) органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать льготы по двум видам налогов по региональным налогам, а также по федеральным налогам в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ. Органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы только по местным налогам.
Таким образом, субъекты РФ могут устанавливать для социально ориентированных фондов следующие налоговые льготы:
- освобождение от уплаты транспортного налога (или уплату налога по пониженной ставке);
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций (или уплату налога по пониженной ставке);
- установление пониженной ставки налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет субъекта РФ.
Какие налоговые льготы получает социально ориентированный фонд?
>
Перечень НКО, которые могут быть признаны социально ориентированными, содержится в п. 1 ст. 31.1 Закона об НКО.
Методическими рекомендациями разъяснено, что в качестве механизма финансовой поддержки социально ориентированных НКО за счет средств бюджета субъекта РФ или муниципального образования должно рассматриваться предоставление субсидий НКО, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Какой фонд может быть признан социально ориентированным?
>
Ликвидация фонда.
Исковое заявление о ликвидации фонда подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения фонда.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В какой суд мы можем подать иск о ликвидации фонда?
>